Девочка с игрушками

Магазины будут обязаны маркировать электронику, товары для творчества и игрушки

Голосов пока нет.

Минпромторг разработал проект постановления о проведении эксперимента по маркировке электронной продукции — мобильных телефонов, ноутбуков, планшетов, электронных книг, видеокамер, печатных плат. Эксперимент намечен на период с 1 марта 2022 года по 31 января 2023 года.

"Центр развития перспективных технологий" (ЦРПТ) разработает технические требования до 28 февраля, а затем станет оператором эксперимента. Все компании, учствующие в нем, делают это на добровольной основе. От маркировки ожидается не только обеление серого рынка электроники, но и контроль за утилизационным сбором, который введут для производителей и импортеров электроники.

Хотя идея эксперимента возникла еще летом прошлого года, на данный момент в перечень товаров, подлежащих маркировке на этапе пилота, внесено 26 позиций. Но он еще не утвержден: в Минпромторге отмечают, что как раз сейчас идет работа по формированию списка.

В ЦРПТ указывают, что с идеей о маркировке электроники выступили участники рынка. "Маркировка формирует правильные бизнес-практики, минимизирует вероятность оборота "серой" продукции", – соглашаются в Минцифры.

Однако производители и импортеры озабочены введением утильсбора, который косвенно связывают с ужесточением оборота товаров. В сумме эти две меры (маркировка товаров + необходимость уплаты нового сбора) очень напоминают введение нового акциза.

Методика расчета утильсбора пока не разработана.

Российские производители рассчитывают, что, как и в автопроме, где утильсбор был введен еще в 2010 году, часть средств вернется на развитие. Однако все равно некоторые сомневаются, что дополнительная финансовая нагрузка на предприятия не ляжет на потребителей ростом цен.

А вот импортеры уверены, что ничего, кроме подорожания, маркировка не даст. Зарубежные компании и так платят экологический сбор, одной из составляющих которого как раз является утилизация.

Однако электроникой инициативы Минпромторга не ограничиваются.

Ведомство выступило за обязательную маркировку некоторых игрушек и товаров для творчества, в частности красок, пластилина, смесей для лепки, кукол, настольных игр, включая конструкторы и пазлы, самокатов, электронных игр с экранами и т.д. Окончательный перечень и здесь все еще прорабатывается.

Затем министерство собирается провести эксперимент, участие в котором, опять же, будет добровольным. Однако участники рынка считают, что это лишь преддверие обязательного внедрения. Называется даже дата страта пилота – 1 июня.

В Минпромторге озабочены растущими объемами контрафакта в сегменте. Согласно данным Ассоциации индустрии детских товаров (АИДТ), в 2021 году он превысил 43%. При этом в Ассоциации указывают, что основная масса подделок приходится на кукол, настольные игры, конструкторы и машинки, поэтому распространять маркировку на все категории бессмысленно, да и участники рынка к такому не готовы. Последние уверены, что контрафакта почти нет в таких категориях, как товары для творчества, настольные игры и модели для сборки, а основной объем подделок продается через несетевые магазины и маркетплейсы.